Курсовая “Ремонт электрооборудования”

Курсовая “Ремонт электрооборудования”

Курсовая “Ремонт электрооборудования”
0
01 января 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…4

1. Общие сведения…………………………………………………………………..5

2. Контроль качества и организация рабочего места……………..………………7

2.1 Текущий ремонт аккумуляторных батарей……………………………..….8

2.2 Текущий ремонт генераторов реле-регуляторов ……….…………………9

2.3 Текущий ремонт стартеров …………………………………….……………11

2.4 Оборудование и приборы для проверки контроля и регулировки

электрооборудования автомобилей …………………..……………………………13

3. Требования безопасности труда, санитарии и гигиены……………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ
В процессе эксплуатации в электрооборудовании машин возникают неисправности, которые часто являются причинами отказов. Неисправное ‘и электрооборудования возникают вследствие механических ил;, электрических повреждений.

К механическим повреждениям относятся: износ подшипников, коллектора, проседание ротора и образование в нем трещин, износ шпоночных пазов и резьбовых отверстий, истирание контактных частей и др. Нарушение контактов, обрыв проводов, нарушение изоляции и возникающие вследствие этого короткие замыкания, перегорание обмоток, образование трещин в изоляторах и прочие неисправности относятся к электрическим повреждениям. Часть неисправностей в электрооборудовании устраняется в процессе технического обслуживания. При необходимости выполнения работ в объеме, превышающем техническое обслуживание, а также при ремонте кранов электрооборудование подвергается текущему или капитальному ремонту.

При текущем ремонте, кроме операций, предусмотренных техническим обслуживанием, выполняются следующие работы:

у электродвигателей заменяются изношенные щетки, дефектные щеткодержатели и их пружины, крепеж, проверяются соединения обмоток, состояние изоляции ротора и статора, контактных колец; при необходимости производят их ремонт, продувают сжатым воздухом и очищают от пыли и грязи внутренние части машин.

Независимо от состояния при текущем ремонте целесообразно производить сушку обмоток, что значительно повышает надежность работы электрических машин.

Сопротивление изоляции обмоток (проверяют мегаомметром напряжением 500 В) должно быть не менее 0,5 МОм для асинхронных двигателей и для двигателей постоянного тока 0,7 МОм; в электроприводе тормозов заменяют негодные катушки, на­правляющие втулки, плунжеры, тяги, пришабривают соприкасающиеся поверхности магнитопроводов, покрывают лаком или пропитывают катушки; в пускорегулирующей аппаратуре заменяют изношенные контакты, дефектные катушки, дугогасящие камеры и другие негод- 226 ные детали, подтягивают крепеж, производят регулировку аппаратов.

В кольцевых токоприемниках, кабельных барабанах, троллейных устройствах при значительном износе заменяют щетки и контактные кольца, новые щетки притирают к поверхности контактных колец, при необходимости частично перебирают токоприем- ное устройство, подтягивают крепежные детали, смазывают трущиеся поверхности.

При текущем ремонте машин проверяют также состояние проводов и кабелей. Провода с разрушенной изоляцией и пониженным сопротивлением заменяют. Сопротивление изоляции проводов по отношению к корпусу машины (проверяется мегаомметром напряжением до 1000 В) должно быть не менее 1 МОм.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Работа современного автомобиля невозможна без электрического тока. Благодаря электрическому току происходит зажигание рабочей смеси в камерах сгорания цилиндров двигателя, работают световая и звуковая Сигнализации, контрольно-измерительные приборы, освещение и дополнительное оборудование.

Электрический ток представляет собой направленное движение заряженных частиц в проводнике. Сила тока, под действием которой происходит такое движение, называется электродвижущей силой (ЭДС).
Источниками электрического тока называются приборы или механизмы, в которых происходит превращение механической или какой-либо другой энергии в электрическую.

Для получения электрического тока на автомобиле установлены генератор и аккумуляторная батарея. Генератор превращает механическую энергию в электрическую. Аккумуляторная батарея превращает химическую энергию в электрическую.
Потребителями называются приборы, которые превращают электрическую энергию в другой вид энергии. К таким приборам относятся лампы освещения, стартер, электродвигатели стеклоочистителей, вентилятора, контрольно-измерительные приборы и т.д.
Материалы, которые проводят электрический ток, создавая небольшое сопротивление, называются проводниками. К проводникам относятся металлы, уголь, водные растворы солей и кислот. Для соединения электрооборудования чаще всего применяют алюминиевую или медную проволоку.
Материалы, которые не проводят электрический ток, называются изоляторами. К таким материалам относятся пластмасса, стекло, резина, эбонит и т. д.
Вещества, которые по проводимости занимают промежуточное положение, называются полупроводниками. Некоторые полупроводники способны образовывать на границе поверхности между полупроводником и металлом запирающий слой, который пропускает электричество только в одном направлении. Полупроводники применяются при изготовлении фотоэлементов, терристоров и т. Д. В качестве полупроводников чаще всего применяют селен, кремний, германий т. д.

Источники тока вместе с потребителями и соединяющими их проводами образуют электрическую цепь. Существует внутренняя и внешняя электрическая цепь. Внутренняя электрическая цепь образуется в самом источнике тока. К внешней электрической цепи относятся потребители электрического тока и соединяющие их проводники. Характерной особенностью внешней электрической цепи автомобиля является то, что одним проводом является масса (металлические части автомобиля), а другим изолированные провода. Поэтому электрическая цепь автомобиля называется однопроводной.
Часть ЭДС источника тока, которая затрачивается на преодоление проводников и потребителей электрической цепи, называется напряжением. Напряжение измеряется в вольтах (В).
Сила тока представляет собой количество электричества, которое проходит через поперечное сечение проводника за 1 секунду. Сила тока измеряется в амперах (А).
В проводнике при прохождении по нему электрического тока возникает сопротивление, это сопротивление измеряется омами (Ом). Между силой тока, напряжением и сопротивлением существует зависимость: сила прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению.
Мощностью называется работа электрического тока, которая совершается за единицу времени. Мощность измеряется в ваттах (Вт).
При прохождении электрического тока проводник нагревается. Количество тепла, которое выделяется при этом, прямо пропорционально квадрату силы тока, сопротивлению проводника и времени прохождения тока.
Постоянным током называется ток, который движется только в одном направлении, переменный ток двигается то в одном, то в другом направлении. На автомобилях все приборы работают от постоянного тока.
В каждом источнике постоянного электрического тока существуют два полюса: положительный (+) и отрицательный (-). Условно считают, что во внешней цепи происходит движение тока от положительного полюса к отрицательному. На автомобилях отрицательный полюс соединяется с массой.
Элементы электрической цепи могут быть соединены между собой последовательно или параллельно. При последовательном соединении отрицательный полюс одного элемента соединяется с положительным полюсом другого элемента. Таким способом соединяются шесть аккумуляторов в аккумуляторной батарее, в результате такого соединения удается получить общее напряжение, которое равно сумме напряжений всех элементов. При параллельном соединении соединяются одноименные полюса. При таком соединении общее напряжение будет оставаться таким же, как и у одного источника тока.

2. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Диагностика неисправностей бортового электрооборудования

В состав типичной электрической цепи могут входить основной электрический элемент, различные выключатели, реле, электромоторы, предохранители, плавкие вставки или прерыватели цепи, относящиеся к данному элементу, а также проводка и контактные разъемы, служащие для соединения основного элемента с аккумуляторной батареей и «массой» кузова. Для облегчения поиска неисправностей электрических цепей в руководстве приводятся принципиальные электрические схемы и схемы электрических соединений.

Перед тем как приступать к работам по устранению неисправностей в какой-либо электрической цепи, внимательно изучите соответствующую схему, чтобы как можно более четко представить себе ее функциональное назначение. Круг поиска неисправности обычно сужается за счет постепенного определения и исключения нормально функционирующих элементов того же контура. При одновременном выходе из строя сразу нескольких элементов или контуров наиболее вероятной причиной отказа является перегорание соответствующего предохранителя или нарушение заземления (разные цепи во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или вывод заземления).

Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причинами, такими как коррозия контактов разъемов, выход из строя предохранителя, перегорание плавкой вставки или повреждение реле. Проведите визуальную проверку состояния всех предохранителей, проводки и контактных разъемов цепи перед тем, как приступать к более конкретной проверке исправности ее компонентов.

В случае применения для поиска неисправности диагностических приборов тщательно спланируйте (в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами), в

какие точки контура и в какой последовательности следует подключать прибор с целью наиболее эффективного выявления неисправности.

В число основных диагностических приборов входят тестер электрических цепей или вольтметр (может также использоваться 12-вольтовая контрольная лампа с комплектом соединительных проводов), индикатор обрыва цепи (пробник), включающий лампу, собственный источник питания и комплект соединительных проводов. Кроме того, всегда следует иметь в автомобиле комплект проводов для пуска двигателя от постороннего источника (аккумуляторной батареи другого автомобиля), оборудованных зажимами типа «крокодил» и желательно прерывателем электрической цепи, которые могут применяться для шунтирования и подключения различных элементов электрооборудования при диагностике цепи. Как уже упоминалось, перед тем как приступать к проверке цепи с помощью диагностического оборудования, определите по схемам места его подключения.

Проверки наличия напряжения питания проводятся в случае нарушения электрической цепи. Подключите один из проводов тестера электрических цепей либо к отрицательной клемме аккумуляторной батареи, либо к хорошо заземленной точке кузова автомобиля. Другой провод тестера подсоедините к контакту разъема проверяемой цепи, предпочтительно ближайшему к аккумуляторной батарее или предохранителю. Если контрольная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном отрезке цепи есть, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумуляторной батареей. Действуя таким же образом, исследуйте оставшуюся часть цепи. Обнаружение нарушения напряжения питания свидетельствует о наличии неисправности между данной точкой цепи и последней из проверенных ранее (где было напряжение питания). В большинстве случаев причина отказа заключается в ослаблении контактных разъемов и повреждении самих контактов (окисление).

2.1 Текущий ремонт аккумуляторных батарей

Технологический процесс (ТР) начинают с предварительного разряда АБ. Затем сливают электролит, используя специальное, пово​ротное вокруг своей оси, устройство. Затем электронагревательными лопатками (можно приспособить обычный паяльник) удаляют масти​ку, уплотнительные шнуры и т.д. С помощью настольно-сверлильного станка и комплекта фрез срезают выводные штыри, разрезают межэлементные перемычки. Если неисправен один аккумулятор, то производят работы только для извлечения блока пластин из него, а если более одного, то целесообразно вскрывать и вынимать блоки всех аккумуляторов.

При ремонте широко используют инструмент и приспособления комплекта мод. ПТ-7300. Комплект, включающий электродистиллятор мод. КИ-389 используется в кислотных отделениях для приготовления электролита.

Затем детали АБ тщательно промывают в дистиллированной воде, разбирают и проводят поэлементную проверку. Сильно сульфатированные или поврежденные пластины и сепараторы заменяют (если активная масса выпала не более чем из 3-4 ячеек решетки и пластины, то она пригодна к дальнейшей эксплуатации). При наличии специального приспособления целесообразно проверить стен​ки и перегородки моноблока на герметичность, предварительно уда​лив из него осадок. Для удобства сборки блоков пластин имеется спе​циальное приспособление с винтом и прижимным башмаком. Есть также очень удобное для проведения работ приспособление дм сборки полублока. Концом угольного стержня с держателем, слегка прикасаются к месту плавки свинца для спайки. При необхо​димости в место пайки добавляется прутковый свинец и стеарин (чтобы соединение было прочным). Источником тока может быть обычная АБ или специальный сварочный трансформатор на 12В.

Во время пайки нельзя допускать образование электриче​ской дуги между угольным стержнем и свинцом. Наплавку вы​водных штырей обычно производят расплавленным в тигле свинцом, используя специальные формочки.

После полной сборки АБ ее следует заполнить электроли​том и дать в течение нескольких часов пропитаться активной массе пластин электролитом. Затем, для определения годности батареи к эксплуатации, рекомендуется провести контрольно-тренировочный цикл “заряд-разряд” током соответствующей силы.

2.2 Текущий ремонт генераторов реле-регуляторов

Выходные параметры работы генератора не соответствуют техническим требованиям – т.е. несоответствие норме зарядного тока и напряжения. Эти по​казатели фиксируются в различных моделях автомобилей амперметрами, вольтметрами на щитке прибо​ров или используются сигнальные контрольные лампочки, подсвечивающие трафареты красного цвета или со специальной символикой.

Причины:

неисправна электрическая часть генератора:

замасливание щеток и контактных колец;

подгорание контактных колец – происходит обычно при сильном искрообразовании между щетка​ми и контактными кольцами;

износ щеток и колец – при этом уменьшается сила прижатия щеток, что приводит к зависанию (за​еданию в гнездах) щеток и повышенному подгоранию контактных колец;

межвитковое замыкание в обмотках или замыкание проводов обмоток на массу – происходит в результате повреждения или естественного старения изоляции проводов катушек обмотки статора и обмотки возбуждения ротора, приводящая к снижению сопротивления изоляции – происходящее при этом замыкание смежных проводов катушек (или их замыкание на массу) как бы уменьшает количество проводов в обмотках и соответственно происходит отклонение выходных параметров от нормы (снижа​ется напряжение, а сила зарядного тока наоборот увеличивается);

обрыв проводов или выводов обмотки статора или ротора;

окисление, ослабление или разрушение контактов соединительных проводов подключения генера​тора;

пробой или обрыв диодов в выпрямителе.

неисправная работа реле-регуляторов:

неправильная регулировка регулятора напряжения, реле обратного тока (в реле-регуляторах кон​тактного, транзисторного и вибрационного типа) – приводит к отклонению от нормы регулируемых па​раметров генератора (например, завышенное значение регулируемого напряжения и зарядного тока), в результате наблюдается “кипение” и разбрызгивание электролита через вентиляционное отверстие и пе​резаряд АБ с сокращением срока ее службы;

подгорание контактов реле, выход из строя катушек или транзистора, нарушение соединений электроцепи;

отклонение от нормы регулируемого напряжения, или выход из строя реле-регулятора (в реле-регуляторах бесконтактно-транзисторного типа или встроенных малогабаритных микроэлектронных ре​гуляторов напряжения интегрального типа) – это происходит при обрывах в соединениях цепи, при про​бое стабилитронов или транзисторов различного типа и назначения, при обрывах в обмотке дросселей, перегорание резисторов и т.д.

Механические повреждения и чрезмерный износ деталей – вызывают повышенный шум и стук при работе генератора. Причины: износ подшипников, шеек под них на валу ротора или посадочных мест в крышках – при этом

может возникать перекос вала ротора и возможно задевание ротора за полюса статора, биение щеток с контактными кольцами и в результате появление пульсирующего тока, негативно влияющего на работу всей электросистемы автомобиля;

износ в резьбовых соединениях (в том числе на шпильках крепления крышек и т.д.);

износ и ослабление приводного ремня – как следствие пробуксовка ремня на шкиве генератора, повышенный нагрев ремня и прогрессирующий износ до полного его разрушения;

Примечание.

Чрезмерное натяжение приводного ремня или установка генератора с перекосом приводят к повышенному шуму при работе, износу подшипников и самого ремня.

Методы контроля и диагностики, оборудование и приборы для их проведения.

Диод считается исправным, если лампочка горит при соединении “+” источника с “+” диода (кремниевого вентиля). Если он пробит – лампочка будет гореть в обоих положениях переключателя, при обрыве диода лампочка не горит ни в одном положении. Если снятый с автомобиля генератор поступает в электроцех при неудовлетворительной работе – проверять его сразу на стационарном стенде нет смысла. Его необходимо в начале разобрать, тщательно промыть и высушить все узлы и детали, затем провести проверку и обслуживание узлов. Сильно загрязненные кольца, с небольшим подгоранием и шероховатостями, следует зачистить стеклянной бумагой (зернистость 80-100), вращая якорь от руки. Изношенные, сильно подгоревшие, имеющие биение контактные кольца следует проточить на токарном станке, или на настольном станке Р-105. Проверить состояние щеток (сколы и заедание щеток в гнездах щеткодержателей не допускается). Щетки, изношенные до 8 мм, следует заменить. Упругость пружин щеткодержателей, в зависимости от марки генератора, должна составлять 1,8-2,6 Н (это можно легко проверить, нажимая выступающей из щетко​держателя на 2 мм щеткой на тарелку весов). При заедании или повышенном износе подшипников, их следует заменить. Для ремонтных и других видов работ по электрооборудованию выпускается комплект технологической оснастки ПТ-761-2. В целях контроля якорей генератора и стартера, путем проверки изоляции проводов обмоток, а также обнаружения обрывов в обмотках и наличия короткозамкнутых секций или замыкания их на “массу” – используют настольный прибор Э-236. После проведения вышеуказанных работ с заменой неисправных узлов и деталей и сборки гене​ратора, следует его подвергнуть комплексной проверке на стационарном стенде отечественного произ​водства Э-211, КИ-968.

Методика проверки Г-250 в начале производится проверка без нагрузки – рукояткой реостата устанавливают по вольтметру напряжение 12 В. Затем, плавно увеличивая частоту вращения ротора гене​ратора (связанного с приводом стенда) поворотом рукоятки, при достижении номинального напряжения 14 В, проверяют частоту вращения ротора по тахометру, если она для Г-250 (со встроенным регулятором напряжения интегрального типа) не превышает 950 мин-1 – можно перейти к проверке генератора под нагрузкой.

2.3 Текущий ремонт стартеров

Стартер и тяговое реле вообще не включаются.

Причины:

•​ сильная разряженность АБ;

•​ сильное окисление клемм и наконечников АБ (возможна их поломка или обрыв проводов в местах пайки);

•​ неисправен замок зажигания или обгорание клемм включения стартера в контактной группе замка;

•​ выход из строя дополнительного реле – происходит при сильном межвитковом замыкании в обмотке катушки, отпаивании проводов, при сильном подгорании контактов реле;

•​ сильное окисление клемм соединительных проводов (или их разрушение, ослабление) или нарушен контакт удерживающей обмотки тягового реле с корпусом.

Тяговое реле включается, но якорь не вращается.

Причины:

•​ сильно разряжена АБ или окисление клемм и наконечников; подгорание контактов в выключателе стартера на тяговом реле; износ или “зависание” щеток стартера;

•​ заклинивание якоря стартера в результате разноса обмотки – может произойти при несвоевременном выходе из зацепления приводной шестерни с венцом маховика.

Нет четкого включения тягового реле – после включения быстро самопроизвольно вы-

включается, слышен стук.

Причины:

•​ резкое снижение напряжения в электрической цепи стартера, при пуске двигателя – происходит при сильно разряженной АБ, окислении клемм, подгорании контактов и т.д.

Стартер включается, но коленчатый вал двигателя не проворачивается –

при этом может прослушиваться шум и стук муфты свободного хода;

Причины:

•​ пробуксовка муфты свободного хода – происходит обычно при износах деталей, чему способствуют частые пуски двигателя при низких температурах или перемещение автомобиля с помощью стартера.

Стартер включается, но шестерни не входят в зацепление – при этом прослушивается скрежет шестерен. Причины:

•​ установка стартера с перекосом (или ослабление его крепления); забоины на торцах зубьев; неправильная регулировка привода стартера; ослабление буферной пружины.

После пуска двигателя стартер не выключается – при этом возможен разнос обмотка якоря стартера. Причины:

•​ спекание контактов дополнительного реле, или контактов на тяговом реле (при высокой силе тока); заедание привода на шлицевой части вала.

Примечание.

Часто окисления и даже подгорания контактов различного типа связаны с тем, что при больших нагрузках на стартер, при пуске двигателей (особенно при низких температурах) в электрической цепи стартера возникает очень большая сила тока, превышающая порой 700 А, что и способствует сильному искрообразованию с подгоранием контактов.

ТР – для обслуживания и ремонта стартера в цехе, используется комплект инструмента ПТ-761-2. Для проточки коллекторов применил настольный станок Р-105, а для поэлементной проверки электрический части якорей прибор Э-236. Комплексную диагностику стартера производят на стационарных стендах, указанных ранее для диагностики генераторов. Давление пружин на щетки проверяют обычным динамометром. При потере упругости на 25%, пружину заменяют. При проверке на стационарных стендах Э-211 и 532-2М определяют параметры работы дополнительного реле (контакты должны размыкать цепь при напряжении 2—4 В, а замыкать при 6-9 В, при необходимости следует отрегулировать пружину реле подгибанием стойки). В ходе раз​борки необходимо зачистить контакты втягивающего реле. После сборки и испытания стартера необходимо отрегулировать исходное положение шестерни привода (расстояние А) винтом. Максимальный выход шестерни, когда замыкаются неподвижные контакты подвижным контактом (расстояние Б при этом должно быть в пределах 3-5 мм) регулируется вращением винта , завернутого в якорек , в ту или иную сторону. В некоторых стартерах регулировка не предусмотрена, при этом изношенные и неисправные узлы и детали тяго​вого реле и привода заменяются.

Методы контроля и диагностики, оборудование и приборы для их проведения.

Диагностика стартеров проводится в основном при ТО-2 непосредственно на автомобиле с помощью прибора Э-214, при этом можно проверить электрическую цепь стартера высокого напряжения на состояние изоляции. При явно неисправной работе, а при сезонном ТО-2 принудительно, стартер снимается с автомобиля и передается в электроцех, где после очистки, производится комплексная диагностика на стендах типа532М, Э-211, 532-2М. После установки и крепления стартера в специальном захвате стенда производят проверку в режиме холостого хода – включают стартер, дают ему поработать 30 с и производят замер силы тока по амперметру) и частоту вращения якоря (переносным тахометром). Сила тока должна быть не больше, а частота вращения не меньше нормативных значений (например, для СТ 230 сила тока не должна превышать 85 А, а частота вращения должна быть не менее 4000 мин-1).

Если после проверки получены положительные результаты, стартер проверяют в режиме полного торможения, для этого на стенде Э-211 устанавливают специальное приспособление с динамометром. Замочной шайбой закрепляют тормозной зубчатый сектор, зацепляющийся с шестерней и делающий ее неподвижной. Кнопкой “Пуск стенда” включают стартер, но не более чем на 4—6 с и снимают показания амперметра и динамометра (например, для СТ-230 сила тока не должна превышать 530 А, а вращающий момент должен быть не менее 225 кгс*м).

Если в ходе проверки вращается якорь стартера, при заторможенной шестерне, это свидетельствует о про​буксовке муфты свободного хода – ее следует заменить. Если при испытании сила потребляемого тока превышает норму, а крутящий момент ниже нормы – это может свидетельствовать о замыкании обоих обмоток на корпус (“на массу”), о межвитковом замыкании в катушках обмотки возбуждения, замыкании пластин коллектора и механических неисправностях. Малый крутящий момент и пониженная сила тока могут быть при износе щеток, окислении или замасливании коллектора и т.д.

2.4 Оборудование и приборы для проверки контроля и регулировки электрооборудования автомобилей

Перед проверкой и регулировкой зазора между электродами свечи проволочным калибром и специальным ключом, рабочую часть свечи необходимо очистить, вставив в гнездо с резиновой манжетой в пескоструйную камеру прибора Э-203.0. Сжатый воздух подводится через штуцер. Прибор закрыт прозрачным экраном. После очистки (используется формовочный песок марки 1КО16Б) свечи устанавливают в специальное гнездо для обдува сжатым воздухом.

На качество искрообразования свечу испытывают, завернув ее в гнездо воздушной камеры прибора Э-203.П, наблюдая за характером искр образования через смотровое окно, предварительно создав в камере рукояткой воздушного насоса давление 0,8-1,0 МПа (8-10 кг/см2) (искра дол быть бесперебойной, яркого голубого цвета, без дополнительных искрообразований, характеризующих пробой изолятора). Герметичность свечи определяют по скорости падения давления в воздушной камере по манометру. Питание прибора от сети переменного тока 220 В.

Угол опережения зажигания является одним из важнейших параметров влияющих на работу системы зажигания в целом. Метод проверки установки зажигания по совпадению специальных меток в конце сжатия первого цилиндра и началу размыкания контактов в прерывателе-распределителе (которое определяется по загоранию контактной лампочки, подсоединенной параллельно контактам) – давно устарел и используется в частной практике или при сборке двигателей и установке место прерывателя-распределителя.

Необходимо помнить, что при сборке двигателей необходимо тщательно проверять совпадение соответствующих меток на шестерне коленчатого вала и шестерне распределительного вала, иначе в дальнейшем будет нарушена вся работа системы зажигания.

В настоящее время для определения правильности установки начального угла опережения зажигания или для корректировки его, в зависимости от изменившихся условий работы автомобиля, широко используют различного типа стробоскопа. В корпусе прибора на шасси смонтирована электронная измерительная система, на выходе установлена линза для фокусирования светового потока стробоскопической лампы. Стробоскоп подключают в ходе проверки аккумуляторной батареи специальными зажимами, а в крышку распределителя на место провода высокого напряжения от свечи первого цилиндра устанавливается переходник щупа, а затем и провод высокого напряжения. Поскольку лампа вспыхивает на очень короткое время в момент проскакивания искры на свече первого цилиндра, то и специальные метки нанесенные на вращающихся деталях кажутся неподвижными.

С помощью стробоскопического пистолета (например мод. Э-102) можно проконтролировать правильность установки начального угла опережения зажигания по положению контрольных меток относительно друг друга при импульсном подсвечивании, откорректировать его при изменившихся условиях эксплуатации (например, при значительном понижении температуры окружающего воздуха угол опережения зажигания приходится увеличивать иногда на 2-4° и более), проверить ра​ботоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения за​жигания. На прогретом двигателе, при минимальной частоте вращения ко​ленчатого вала, когда вакуумный и центробежный автоматы не работают, проверяют правильность угла опережения зажигания, направив луч им​пульсной подсветки стробоскопа на подвижную метку, которая будет ка​заться неподвижной, если она не совпадает с контрольными неподвижными отметками (рисками, штифтами и т.д.), необходимо ослабить крепление корпуса прерывателя и плавно поворачивать его вправо или влево, до мо​мента совпадения меток. Центробежный регулятор проверяют при отсоеди​ненной трубке вакуумного регулятора, постепенным увеличиванием часто​ты вращения KB двигателя — подвижная метка должна плавно сместиться относительно неподвижной. Если перемещения не происходит или проис​ходит рывком – это свидетельствует о заклинивании грузиков на осях. При проверке вакуумного регулятора устанавливают частоту 2000-2500 мин-1 и быстро подключают соединительную трубку – должно произойти резкое от​клонение подвижной метки.

ТО-2 – в крупных АТП углубленную диагностику системы зажигания делают дважды – до начала работ по обслуживанию и по их завершению. Причем диагностика может проводиться на постах отдельной зоны диагно​стики Д-2, с использованием стационарных высокопроизводительных стен​дов (мотор-тестеров и т.д.), а может проводиться совмещенно, непосредст​венно на рабочих местах зоны ТО-2, в основном с помощью переносных ди​агностических приборов.

Рассмотрим вначале обслуживание отдельных элементов системы зажига​ния, а затем изучим методы проведения комплексной поэлементной диагностики.

При ТО-2 особое внимание уделяется контролю и обслуживанию пре​рывателей-распределителей. Необходимо снять крышку распределителя, очистить внутреннюю полость от пыли и грязи, при необходимости зачистить контакты в крышке и на роторе стеклянной шкуркой зернистостью 100-120. Затем продуть полость сжатым воздухом. Контакты, в том числе и в гнездах крышки для проводов высокого напряжения целесообразно обработать антиокислительной аэрозолью типа “Унисма”. Затем проверить состояние контактов прерывателя – при наличии нагара при повышенном износе (в том числе с образованием бугорка и кратера) их следует зачистить плоским бархатным надфилем, соблюдая при этом параллельность контактов. Затем полость продуть сжатым воздухом. Вращая рукояткой KB, добиться положения максимальной разомкнутости контактов и вставить между ними щуп, соответствующий нормативному зазору (0,3-0,45 мм). При регулировке ослабляют стопорный винт, а отверткой вращают эксцентрик, пока щуп не будет плотно входить между контактами и в этом положении стопорный винт закрепляют. Необходимо Отжать пальцем рычажок подвижного контакта и отпустить его — он должен быстро, со щелчком вернуться в исходное положение, в противном случае необходимо проверить упругость пружины динамометром. Натяжение должно быть 5,0-6,5 Н.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ

При ремонте электрооборудования и системы питания двигателя отсоединяйте провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

При замене предохранителей запрещается применять отвертки и металлический инструмент, так как это может привести к короткому замыканию в цепях электрооборудования.

Запрещается отсоединять коммутатор зажигания и аккумуляторную батарею на работающем двигателе, так как вследствие этого может выйти из строя регулятор напряжения и элементы электронного оборудования автомобиля.

При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру») во избежание выхода из строя элементов электрооборудования.

Запрещается даже кратковременно соединять вывод «30» генератора с «массой» (проверять работу генератора «на искру»), так как это приведет к выходу из строя диодов выпрямительного блока генератора. Проверять генератор на автомобиле можно только вольтметром и амперметром. Во избежание выхода из строя диодов выпрямительного блока запрещается проверять их мегомметром или контрольной лампой, питаемой напряжением более 12 В, а также проверять такими приборами цепи электрооборудования на автомобиле без отсоединения проводов от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением необходимо на генераторе, снятом с автомобиля, при отсоединенных от выпрямительного блока выводах обмотки статора.

При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и выводов генератора.

Не касайтесь элементов системы зажигания и высоковольтных проводов при работающем двигателе.

Не прокладывайте провода низкого и высокого напряжения в одном жгуте.

При подзарядке с помощью зарядного устройства аккумуляторной батареи на автомобиле отсоединяйте провода от клемм батареи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была выполнена на тему: « Ремонт электрооборудования автомобилей». Были раскрыты вопросы: контроль качества и организация рабочего места; требования безопасности труда, санитарии и гигиены.

Работа современного автомобиля невозможна без электрического тока. Поэтому своевременный ремонт неисправных элементов электрооборудования, обеспечит стабильную и безопасную работу автомобиля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя: В 3-х томах, том 1-й. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1978. – 728 с.

2. Проектирование технологического оборудования и приспособлений в курсовых дипломных проектах по ремонту машин: Методическое пособие /Л. Ф. Баранов, А. К. Трубилов. – Мн.: Учебно-методический центр Минсельхозпрода, 2002. – 74.

3. Левитский И. С. Технология ремонта машин и оборудования. М.: Колос, 1975

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно