Тест по синтаксису с ответами

 

 

 

Синтаксис и пунктуация простого предложения.

 

  1. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «По цели

    высказывания  предложения бывают…»

                 А   простые;        

              +Б   вопросительные;   

                 В   восклицательные;

              +Г   побудительные;   

              +Д   повествовательные;   

                 Е   отрицательные.

  1. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «По

     эмоциональной окрашенности различают…»

              +А   восклицательные предложения;

                Б   побудительные предложения;

               +В   отрицательные предложения

                Г   невосклицательные предложения;  

                Д   вопросительные предложения.

  1. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «Главными членами предложения являются…»

            +А   подлежащее;

                 Б   дополнение;

               +В   сказуемое;

                 Г   определение;

                 Д   обстоятельство.

  1. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не

     ставится тире:

              +А   Бедность не порок.

                Б   Главный и неиссякаемый источник языка сам народ.

                В   Чтение книг полезное занятие.

                Г   Защищать свою страну долг каждого гражданина.

  1. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

                А   Свет магически сверкал в свете шевелящихся звезд.

                Б   Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.

              +В   Особенно ясными стали для меня эти мысли после встречи с одним 

                     лесником.

                Г   Он часто приезжал сюда фотографировать птиц.

 

  1. Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово:

       Часть матросов со «Смелого» под командой Марченко ушла драться

с генералом Корниловым.

               +А  часть сказуемого;

                 Б   обстоятельство цели;

                 В   дополнение;

                 Г   обстоятельство причины.

  1. Укажите предложения, в которых вместо многоточия необходимо

     поставить запятую и тире:

                +А   Маша, моя сестра…студентка технического вуза.

                  Б   Поселок, который расположился у подножия горы…был широко 

                          известным курортом.

                  В   Эти витязи морские… все ведь братья мне родные.

                +Г   Поле, дорога, обсаженная деревьями… всё было залито лунным 

                        светом.

  1. Укажите предложение с однородными определениями:

                  А   Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных 

                        вещей.

                  Б   Длинная тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого 

                       Мурзика  бежала впереди нас.

                  В   Розово и зыбко дневная явь отражается в снах.

                 +Г   Народная школа – в песнях и сказках, былинах и легендах, 

                       обрядах и преданиях.

  1. Укажите предложения, в которых необходимо поставить запятую:

               А   Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь.

                 +Б   Только к вечеру усталые и голодные вернулись мы домой.

                  В   Ни свет ни заря мы были на ногах.

                 +Г   Солнце краснея на глазах торопилось к горизонту.

  1. Укажите предложение, в котором нет обособленного определения:

                   А   Все эти слухи передаваемые из уст в уста скоро стали явью.

                   Б   Утомленные работой и горячим солнцем они ворочались 

                         вздыхали вскрикивали в тяжелой дремоте.

                  +В   Они сползали к освещенному фонарем месту как бы защищаясь от 

                         темноты наступающей ночи.

                   Г   Фонарь осветил его заспанное лицо густые вьющиеся волосы 

                         прядками спадающие на лоб.

  1. Укажите предложения, в которых есть вводные слова:

               +А   Одичаешь знаете ли если будешь все время сидеть взаперти.

                   Б   Знаете ли вы украинскую ночь?

                   В   Не раз в дождливые осенние вечера мне бывало тоскливо.

                  +Г   Простой воспитанник природы так я бывало воспевал мечту 

                         прекрасную свободы.

  1. Укажите предложение, соответствующее схеме   А: П! – а.

             + А   А он говорил Посмотри как хорошо кругом и глаза светились в  

                          полутьме аллеи.

                    Б   Подойдите в спальню сказал он и оставайтесь там пока будете 

                         совершенно знать урок.

                    В   Вот и опять я дома подумал я Какой нежный и теплый вечер.

                    Г   Я спросила Что невесел Иль не радует житьё?

                                                           

                                          

          

 

 

 Синтаксис и пунктуация сложного предложения

 

  1. Укажите неверное утверждение:

          А)  Сложным называется предложение, которое имеет несколько 

                 грамматических основ.

            Б)  Части сложного предложения связаны между собой по смыслу и   

                 интонационно.

           +В)  Части ССП соединяются противительными союзами.

            Г)  Запятая между частями ССП ставится не всегда.

  1. Укажите сложные предложения (знаки не расставлены):

             А)   Аист то улетал за кормом на болото то стоял около гнезда охраняя 

                  его от ветра.

           +Б)  Когда облако пройдёт озеро опять заблестит.

            В)  Какой неприветливый и сердитый Тихий океан!

           +Г)  Никто не может сказать сколько лет живут гейзеры.

  1. Каким союзом соединены части ССП?

            Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако  

            вокруг был уже другой, ещё более обильный малинник.

                     А)  соединительным;

                    +Б)  противительным;

                     В)  разделительным.

  1. Определите тип простых предложений, входящих в состав ССП, по 

     составу:

Месяца не было, но небо вызвездилось, и над деревней перекинулась 

         исполинская полоса Млечного Пути.

                  +А)   первая часть – односоставное предложение, а 2 других части – 

                              двусоставные предложения;

                      Б)   две части – односоставные предложения, а третья часть – 

                             двусоставное предложение;

                      В)   все три части – двусоставные предложения; 

                      Г)   все три части – односоставные предложения  

 

  1. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:

              + А)   Прежде чем попасть в музеи, многие экспонаты провели долгие 

                         столетия в заточении в виде потаённых сокровищ.

                Б)   Петрушка два раза слетел с коляски, так что необходимо было  

                       привязать его верёвкой к козлам.

               +В)   А сколько радости приносит елка на Новый год, когда, наряженная, 

                         сияющая свечами, вносит она в комнату смолистый запах леса.

                Г)  Бабушка моя чрезвычайно обрадовалась, оттого что никак меня не  

                      ожидала.

 

 

  1. Укажите пословицы, в которых первая часть указывает на время или 

      условие того, о чем говорится во второй части:

               А)  Правда что лихота: всегда наружу выйдет.

                  Б)  Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

                 +В)  Есть рожь в амбаре – есть грош в кармане.

                 +Г)  Пашню пашут – руками не машут.

  1. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в 

       бессоюзном сложном предложении:

                А)  Деревья стояли, неподвижно опустив белые ветви, заросли сирени, с   

                      двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.

                Б)  Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени, с   

                      двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.

                В)  Деревья стояли неподвижно опустив белые ветви; заросли сирени, с   

                      двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.

                +Г)   Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени с   

                      двух сторон балконной двери прогнулись под снегом.

                          

  1. Нужно ли поставить запятую в данном ССП?

Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье.

А)  да;

+Б) нет, т.к. здесь есть общий второстепенный член предложения.

 

  1. Укажите сложное предложение с различными видами связи:

        бессоюзием и подчинением:

                А)  Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса    

                      световые.

                Б)  Поставь над собой и сто учителей – они окажутся бессильными, 

                      если ты сам не заставишь себя учиться.

              +В)  Побелели земля и крыши, а деревья стояли, как кружевные: все 

                      веточки облепило снегом.

                Г)  На рыхлом снегу очень часто можно видеть следы белок: четыре 

                      лапки отчётливо отпечатываются на белой поляне.