Тест с ответами по теме конституционно-правовой статус Кыргызской республики

Задания для самостоятельной работы:
Составьте сравнительную таблицу, в которой будут отображены изменения полномочий Жогорку Кенеша согласно проводимым в стране конституционным реформам начиная с 1993г., используя Конституцию Кыргызской Республики и определите сходства и отличительные черты.
Внимательно прочитайте сущность задачи и, ссылаясь на Конституцию КР и другие нормативные правовые акты КР, разрешите ее по существу.

Задача
Назаркулов, будучи депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, при голосовании за проект Закона Кыргызской Республики «О бюджете Кыргызской Республики» на 2011 г. подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатского комитета, о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании депутатской группы было принято решение о лишении депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Назаркулова депутатских полномочий.
Вопрос к задаче
Правомерно ли решение депутатского комитета о лишении Назаркулова депутатских полномочий в данной ситуации?

3. Выполните тест.
1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики собирается на свою первую сессию не позднее:
а) 15 дней после определения результатов выборов (а);
б) 20 дней после определения результатов выборов;
в) 30 дней после определения результатов выборов.

2.Парламентским большинством считается:
а) фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракции в Жогорку Кенеше, имеющая более 1/3 депутатских мандатов;
б) фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракции в Жогорку Кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов (б);
в) фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства.

3. К ведению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики относятся:
а) осуществление помилования;
б) назначение Генерального прокурора КР;
в) избрание по представлению Президента председателя Национального банка (в).

4. Депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызской Республики:
а) не моложе 21 года, обладающим избирательным правом (а);
б) не моложе 25 лет, имеющий высшее образование;
в) не моложе 30 лет, обладающим избирательным правом.

5. Акты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:
а) Указы и законы;
б) Законы и постановления (б);
в) Указы, законы и постановления.

6. Порядок выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определяется:
а) Конституцией КР (а);
б) Конституционным законом;
в) решением Конституционной палаты КР.

7.Законы, решения Жогорку Кенеша принимаются:
а) большинством от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 65 голосами депутатов;
б) большинством от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 2/3 голосами депутатов;
в) большинством от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосами депутатов (в).

8. Досрочное прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики имеет место в случае:
а) отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии (а);
б) отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение года;
в) вследствие нахождения на лечении.

9. Досрочное прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики осуществляется решением:
а) Торага Жогорку Кенеша;
б) Конституционной палаты;
в) Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов (в).

10. Выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в предусмотренных законом случаях назначает:
а) Президент КР (а);
б) Премьер-Министр КР;
в) Конституционный суд КР.

ТЕМА 15: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Задания для самостоятельной работы:
Составьте проект закона по вашему усмотрению в соответствии с требованиями и прилагаемыми документами.
Составьте схему этапов законодательного процесса и прокомментируйте.
Выполните тест.

1.Право законодательной инициативы принадлежит:
а) Президенту КР;
б) 30 тысячам избирателей (народная инициатива);
в) Депутату Жогорку Кенеша (в).

2.Только после определения Правительством источника финансирования могут быть приняты проекты законов, предусматривающие:
а) увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета (а);
б) увеличение доходов, поступающих за счет государственного бюджета;
в) увеличение расходов, поступающих в общем порядке.

3. Законопроекты, определенные Правительством как неотложные, рассматриваются Жогорку Кенешем:
а) в общем порядке;
б) в соответствии с планом законопроектных работ;
в) во внеочередном порядке (в).

4. Конституционные законы принимаются Жогорку Кенешем:
а) не менее чем в трех чтениях большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ЖК (а);
б) не менее чем в двух чтениях большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ЖК;
в) незамедлительно.

5. Запрещается принятие закона об изменении государственной границы:
а) во время стихийных бедствий;
б) во время чрезвычайного и военного положения (б);
в) за 6 месяцев до проведения выборов президента.

6. Принятый Жогорку Кенешем закон направляется Президенту для подписания:
а) в течение 14 дней (а);
б) в течение 30 дней;
в) не позднее 2 месяцев.

7. Президент подписывает или возвращает закон со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения:
а) не позднее 14 дней со дня получения закона;
б) не позднее двух месяцев со дня получения закона;
в) не позднее одного месяца со дня получения закона (в).

8. Подлежат обязательному подписанию Президентом:
а) Законы о республиканском бюджете, налогах (а);
б) Законы об изменении государственной границы;
в) Конституционные законы.

9. В каких случаях закон подлежит подписанию Президентом:
а) если конституционный закон или закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 1/3 от общего числа депутатов ЖК;
б) если конституционный закон или закон в новой редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов ЖК;
в) если конституционный закон или закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов ЖК (в).

10. Закон вступает в силу:
а) по истечении 10 дней со дня официального опубликования (а);
б) по истечении 10 дней со дня принятия;
в) со дня официального опубликования.

ТЕМА 16: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните нижеприведенную таблицу по видам полномочий Правительства.

Полномочия в области экономики.

Полномочия в сфере бюджета и финансов

Полномочия в области развития науки, культуры образования

Иные полномочия

Внимательно прочитайте сущность задачи и, ссылаясь на Конституцию КР и другие нормативные правовые акты КР, разрешите ее по существу.

Задача
Между Жогорку Кенешем КР и Президентом КР возник спор относительно содержания конституционных понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти». В зависимости от истолкования этих понятий должны определяться полномочия Жогорку Кенеша КР и Президента КР в сфере формирования исполнительной власти.
По мнению Жогорку Кенеша КР «система органов исполнительной власти» включает в себя Правительство КР, порядок деятельности которого устанавливается конституционным законом, а также иные органы исполнительной власти, совокупность, порядок образования и деятельности которых должны устанавливаться законом.
Понятие «структура органов исполнительной власти» интерпретируется Жогорку Кенешем как внутренняя организация каждого отдельного органа исполнительной власти: именно эту внутреннюю организацию, представляет Премьер-министр Жогорку Кенешу КР.
Вопрос к задаче

Какое толкование понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти» даст Конституционная палата ВС КР?

3. Выполните тест.

1. Правительство в КР возглавляется:
а) Президентом КР;
б) Торагой Жогорку Кенеша КР;
в) Премьер-министром КР (в).

2. Исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет:
а) местное самоуправление;
б) местные кенеши;
в) местная государственная администрация (в);

3. Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается:
а) Президентом КР;
б) Правительством КР;
в) Жогорку Кенешем КР (в).

4. Кто имеет право выдвигать кандидата на должность Премьер-министра, утверждать программу, определить структуру и состав Правительства:
а) Фракция, имеющая более половины депутатских мандатов, или коалиция фракций с ее участием (а);
б) Президент КР;
в) Парламентская оппозиция;

5. В каких случаях Президент может назначить досрочные выборы в Жогорку Кенеш:
а) в случае, если в установленном Конституцией порядке не будет утверждена программа, определены структура и состав Правительства (а);
б) в случае, если в течение 30 дней не будет утверждена программа, определены структура и состав Правительства;
в) в случае, если в установленном Конституцией порядке Премьер-министр сформировал Правительство.

6. Правительство КР обеспечивает:
а) формирование судебной системы;
б) реализацию внутренней и внешней политики государства (б);
в) возможность использования Вооруженных Сил КР;

7. После выражения недоверия Правительству Президент вправе:
а) Принять решение Жогорку Кенеша и сформировать новый состав Правительства;
б) Принять решение об отставке Правительства либо распустить Жогорку Кенеш;
в) Принять решение об отставке Правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша (в);

8. Правительство состоит из:
а) Президента КР, Премьер-министра и министров;
б) Премьер-министра, вице-премьер и глав местного самоуправления;
в) Премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов (в).

9. Премьер-министр КР назначается:
а) Жогорку Кенешем КР;
б) Президентом КР (б);
в) Жогорку Кенешем с согласия Президента КР.

10. В случае отставки Правительство КР:
а) продолжает осуществлять до формирования нового состава Правительства КР (а);
б) немедленно прекращают свою деятельность;
в) продолжает осуществлять до новых выборов Президента.

11. Постановление о выражении недоверия Правительству КР принимается депутатами Жогорку Кенеша:
а) большинством голосов от общего числа депутатов ЖК КР (а);
б) не менее 2/ 3 от общего числа депутатов;
в) одной трети от общего числа депутатов ЖК КР.

ТЕМА 17: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Задания для самостоятельной работы:

Заполните нижеприведенную таблицу по основным принципам деятельности органов местной государственной администрации и раскройте их содержание.

Принципы деятельности местной государственной администрации.

Внимательно прочитайте сущность задачи и, ссылаясь на Конституцию КР и другие нормативные правовые акты КР, разрешите ее по существу.

Задача

В местной государственной администрации Свердловского района г. Бишкек должность главного бухгалтера в данном учреждении занимает супруга акима данного района. Одна из сотрудниц данного акимата обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству, недействующим и не подлежащим применению Приказа о принятии ее на работу, ссылаясь на то, что ст. 13 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» об ограничении деятельности главы местной государственной администрации предусматривает ограничение граждан в поступлении на работу в случае их близкого родства, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Вопрос к задаче

Подлежит ли удовлетворению исковое заявление одной из сотрудниц акимата? Имеются ли в данном случае нарушения норм действующего законодательства?

3. Выполните тест.

1. Исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет:

а) местное самоуправление;
б) местные кенеши;
в) местная государственная администрация (в);

2. Местная государственная администрация – это:
а) государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий на территории района согласованную деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики, их взаимодействие с органами местного самоуправления и осуществляющий государственный контроль за их деятельностью по делегированным функциям и полномочиям (а);
б) государственный орган законодательной власти, обеспечивающий на территории района согласованную деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики, их взаимодействие с органами местного самоуправления и осуществляющий государственный контроль за их деятельностью по делегированным функциям и полномочиям;
в) государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий самостоятельную деятельность местного сообщества в своих интересах и под свою ответственность, направленная на решение вопросов местного значения.

3. Местные государственные администрации действуют:
а) на основании Конституции, законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства КР (а);
б) на основании Конституции, законов, нормативных правовых актов высших органов судебной власти;
в) на основании решении органов местной государственной администрации.

4. Предмет ведения местной государственной администрации:
а) осуществляет исполнительную власть на соответствующей территории (а);
б) решает проблемы местного значения;
в) издает законодательных актов.

5. Глава местной государственной администрации назначается:

а) Президентом с согласия Жогорку Кенеша;
б) Премьер-министром по предложению местных кенешей (б);
в) Жогорку Кенешем по консультации с Премьер-министром.

6. Глава местной государственной администрации освобождается от должности Премьер-министром:

а) в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, приведшего к ухудшению социально-экономической и общественно-политической ситуации в районе, а также за совершение порочащего проступка — с согласия сессии районного кенеша не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов;
б) в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, приведшего к ухудшению социально-экономической и общественно-политической ситуации в районе, а также за совершение преступления — с согласия губернатора;
в) в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, приведшего к ухудшению социально-экономической и общественно-политической ситуации в районе, а также за совершение порочащего проступка — с согласия сессии районного кенеша большинством голосов от общего числа депутатов (в).

7. Глава местной государственной администрации в пределах своей компетенции издает:

а) Распоряжения (а);
б) Постановления;
в) Указания.

8. Глава местной государственной администрации и его заместители не могут быть:

а) депутатами Жогорку Кенеша либо местных кенешей (а);
б) преподавателями;
в) научными сотрудниками.

9. Первый заместитель и заместители акима назначаются и освобождаются:

а) Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению акима (а);
б) Президентом по консультации с Жогорку Кенешем и по представлению акима;
в) Премьер-министром по консультации с местным кенешем.

10. Органы местной государственной администрации относятся:
а) Центральным органам государственной власти;
б) Исполнительной власти (б);
в) Местному самоуправлению.

ТЕМА 18: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ
ВЛАСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Задания для самостоятельной работы:

Составьте сравнительную таблицу, в которой будут отображены полномочия Конституционной палаты Верховного суда КР и Верховного суда КР, используя Конституцию Кыргызской Республики и определите сходства и отличительные черты.
Внимательно прочитайте сущность задачи и, ссылаясь на Конституцию КР и другие нормативные правовые акты КР, разрешите ее по существу.

Задача

Бейшенкулов, заместитель Генерального прокурора КР, внес в Совет судей представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении председателя Октябрьского районного суда г. Бишкек Алиева. Руководствуясь нормой Закона КР «О статусе судей», Совет судей своим решением от 12 декабря 2011 года признал «невозможным выразить согласие на возбуждение в отношении Алиева уголовного дела» и отказал в удовлетворении этого представления.

Полагая, что нормы Закона КР «О статусе судей» противоречит Конституции Кыргызской Республики и существенно нарушает его права, Бейшенкулов обратился с жалобой в Конституционную палату Верховного суда КР.

Вопрос к задаче:

Соответствует ли Конституции КР норма Закона КР «О статусе судей»?
Можно ли обжаловать в судебном порядке решение Совета судей об отказе в возбуждении в отношении судьи уголовного дела?
Выполните тест.

1. Правосудие в Кыргызстане может осуществлять:
а) Совет по отбору судей;
б) Президент КР;
в) Суды (в);

2. Конституционная палата КР действует на основании:
а) Конституции КР (а);
б) Актов Правительства КР;
в) Указа Президента КР.

3. Судьи Верховного суда КР избираются:
а) Президентом КР по представлению Совета по отбору судей;
б) Жогорку Кенешем по представлению Президента (б);
в) Жогорку Кенешем по представлению Совета по отбору судей.

4. Конституционная палата Верховного суда КР является судебным органом:
а) осуществляющим конституционный контроль (а);
б) осуществляющим охрану и защиту конституции;
в) рассматривающим споры по административным делам.

5. Cудьи Верховного суда КР избираются на срок:
а) в первый раз сроком на 5 лет, а в последующем на 15 лет;
б) в первый раз сроком на 5 лет, а в последующем до предельного возраста;
в) до предельного возраста (в).

6. Судьи местных судов назначаются:
а) Советом по отбору судей по представлению Президента;
б) Президентом КР по представлению Совета по отбору судей (б);
в) Жогорку Кенешом по представлению Президента КР.

7. Статус судей КР определяется:
а) Президентом КР;
б) Жогорку Кенешем КР;
в) Конституцией и законами КР (в);

Судьей Конституционной палаты Верховного суда КР может быть гражданин:
а) не моложе 40 лет и не старше 70 лет (а);
б) не моложе 35 лет и не старше 70 лет;
в) не моложе 35 лет и не старше 65 лет.

Судьей местного суда может быть гражданин:
а) не моложе 35 лет и не старше 70 лет;
б) не моложе 25 лет и не старше 65 лет;
в) не моложе 30 лет и не старше 65 лет (в).

Председатель Верховного суда КР избирается:
а) Судьями Верховного суда КР (а);
б) Президентом КР по представлению Совета по отбору судей;
в) Жогорку Кенешем КР.

ТЕМА 19: ИНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Задания для самостоятельной работы:

Заполните нижеприведенную таблицу по целям и основным функциям деятельности иных органов государственной власти.

Прокуратура КР

Национальный банк КР

Счетная палата КР

Центральная комиссия по выборам и проведению референдума

Внимательно прочитайте сущность задачи и, ссылаясь на Конституцию КР и другие нормативные правовые акты КР, разрешите ее по существу.

Задача
Правоохранительными органами Республики Казахстан Губарев обвинялся в том, что он, являясь военнослужащим, в ночь на 13 июля 2011 г. в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан совершил преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 101 УК Республики Казахстан.

Постановлением военной прокуратуры Усть-Каменогорского гарнизона Республики Казахстан от 21 августа 2011 г. в отношении обвиняемого Губарева избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и объявлен его розыск.

25 мая 2012 г. на основании постановления военной прокуратуры Усть-Каменогорского гарнизона Республики Казахстан Губарев был задержан в Кыргызстане и водворен в СИЗО № 1 г. Бишкек.
Вопрос к задаче:
Каков порядок выдачи обвиняемого правоохранительным органам Республики Казахстан?

3. Выполните тест.

1. Генеральный прокурор КР назначается:
а) Президентом КР с согласия Жогорку Кенеша (а);
б) Жогорку Кенешем с согласия Президента КР;
в) Президентом с согласия Премьер-министра;

2. Прокуратура КР осуществляет:
а) надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (а);
б) надзор за точным и единообразным исполнением законов Президентом, Жогорку Кенешем;
в) надзор за точным и единообразным исполнением законов и НПА.

3. Органы прокуратуры осуществляют:
а) только уголовное преследование и участвуют в суде в качестве эксперта;
б) уголовное преследование и выносят приговор;
в) уголовное преследование должностных лиц государственных органов (в);

4. Ежегодный отчет председателя Счетной палаты КР заслушивается:
а) Президентом КР;
б) Правительством КР;
в) Жогорку Кенешем КР (в).

5. Председатель Национального банка КР:
а) избирается Жогорку Кенешем по представлению Президента (а);
б) назначается Президентом с согласия Жогорку Кенеша;
в) назначается Жогорку Кенешем с согласия президента.

6. Членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов:
а) 1/3 назначает Премьер-министр с согласия Жогорку Кенеша;
б) 1/3 избирает Жогорку Кенеш по представлению Президента КР (б);
в) 1/3 избирает Президент КР с согласия Жогорку Кенеша.

7. На должность Генерального прокурора назначаются:
а) лица не моложе 35 лет и не старше 65 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет (а);
б) лица не моложе 35 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 10 лет;
в) лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.
8. На должности заместителя Генерального прокурора, Военного прокурора назначаются:
а) лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 7 лет;
б) лица не моложе 35 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 10 лет (б);
в) лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.

9. Омбудсменом (Акыйкатчы) может быть избран гражданин Кыргызской Республики:
а) владеющий только государственным языком, не моложе 35 и не старше 60 лет;
б) лица не моложе 35 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в правоохранительных органах не менее 10 лет;
в) владеющий государственным и официальным языками, не моложе 35 и не старше 65 лет (в).

Омбудсмен (Акыйкатчы) КР:
а) назначается Жогорку Кенешом с согласия Президента КР;
б) избирается Жогорку Кенешем КР (б);
в) назначается Президентом КР.

ТЕМА 20: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните нижеприведенную таблицу по видам полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления.

Главы аильных округов, поселков и городов районного значения, мэры городов

Местные кенеши

Айыл окмоту, городские и поселковые управы, мэрии

Иные должностные лица и органы

2. Внимательно прочитайте сущность задачи и, ссылаясь на Конституцию КР и другие нормативные правовые акты КР, разрешите ее по существу.

Задача
Администрация г. Кара-Балты обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству, недействующим и не подлежащим применению локального нормативного правового акта — Положения, ссылаясь на то, что данное Положение предусматривает ограничение граждан в поступлении на муниципальную службу в Карабалте в случае их близкого родства, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Это норма Положения противоречит Трудовому кодексу КР и Закону КР «О муниципальной службе», которые не предусматривают ограничения совместной муниципальной службы близких родственников.
Вопрос к задаче

Вправе ли муниципальное образование оспаривать в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы местного самоуправления ?
Подлежит ли удовлетворению исковое заявление администрации г. Кара-Балты?
3. Выполните тест.
1. Местные кенеши действуют:
а) в зависимости от Жогорку Кенеша КР;
б) в зависимости от Президента КР;
в) независимо от местной государственной администрации (в).

2. Предмет ведения местного самоуправления:
а) охрана границ КР;
б) проблемы местного значения (б);
в) издание законодательных актов.

3. К представительным органам местного самоуправления относятся:
а) аил окмоту;
б) мэрия города;
в) местные кенеши (в)

4. Непосредственные формы демократии МСУ:
а) референдумы, выборы, митинги, демонстрации, пикеты (а);
б) саботаж;
в) организованное вооруженное преступление;

5. Субъекты МСУ:
а) Жогорку Кенеш КР и Правительство КР;
б) органы МСУ, население (б);
в) органы МВД, прокуратур и Национальной безопасности.

6. Вопросы местного значения – это:
а) вопросы обеспечения жизнедеятельности государства на соответствующей территории, решаемые органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также путем референдума;
б) вопросы, решаемые органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также путем прямого волеизъявления граждан;
в) вопросы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории, решаемые органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также путем прямого волеизъявления граждан (в).

7. На собрании граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления вправе присутствовать граждане по достижении:
а)16 лет;
б) 18 лет (б);
в) 14 лет.

8. Что такое курултай?:
а) собрание представителей местных сообществ с целью обсуждения вопросов, представляющих общий интерес (а);
б) собрание представителей государственных администраций с целью обсуждения вопросов, представляющих общий интерес;
в) собрание представителей местных сообществ с целью обсуждения текущих вопросов, не представляющих общий интерес.

9. Численный состав кенешей городов республиканского значения:
а) 30-45 депутатов (а);
б) 20-25 депутатов;
в) 68-90 депутатов.

10. Мэрия – это:
а) исполнительно-распорядительный орган местной государственной администрации, созданный для обеспечения деятельности мэра по реализации функций исполнительного органа местного самоуправления в городе
б) представительный орган местного самоуправления, созданный для обеспечения деятельности мэра по реализации функций исполнительного органа местного самоуправления в городе
в) исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, созданный для обеспечения деятельности мэра по реализации функций исполнительного органа местного самоуправления в городе (в).