Тест на тему: Философское понимание человека и личности

1. В чем, по Вашему мнению, смысловое различие между понятиями «человек», «индивид» и «личность». Что Вы понимаете под всесторонним развитием личности?
2. Какой ответ из приведенных суждений на Ваш взгляд будет точным?
а) Человек и личность – это тождественные понятия;
б) Человек – это антропологическое понятие, а личность социальное;
в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью;
г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание;
д) Личность – это общественно развитый человек.
2. Проанализируйте следующие определения сущности человека.
а) Человек – это существо политическое (Аристотель).
б) Человек – это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).
в) Человек – ось и вершина эволюции ( П. Тейяр де Шарден ).
г) Человек – комбинация разнородных начал: души и тела ( Платон ).
д) Единственное свидетельство человеческого существования – мышление (Р. Декарт).
3. При каких условиях выдающийся человек способен быть движущейся силой истории?
4. Что означает понятие «социальная пассивность»? Каковы причины созидательной активности людей?
5. Одни говорят, что «люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Т.Гоббс сделал вывод: «человек человеку – волк». Так ли это по Вашему мнению?
6. Известно положение, что человек рождается как чистый лист бумаги, на котором культура, окружающая среда пишут свой текст. Согласны ли Вы с этим утверждением? Пояснить.
7. Существует ли естественная предрасположенность к тому или иному типу поведения человека? Если да, то может ли индивид эту природную предрасположенность изменить?
8. Коренится ли стремление к личной выгоде настолько глубоко в человеческой природе, что любая попытка построить экономику на иной основе, чем конкурентная борьба за частную прибыль, должна неизбежно потерпеть крах? Попытайтесь ответить.
9. Существуют ли различия между ценностным и теоретико-познавательным отношением человека к действительности?
10. Объясните Ваши представления о жизни, смерти, бессмертии и смысле бытия человека.
11. Каково содержание понятий: «социальная активность», «созидательная активность», «асоциальная активность», «социальная пассивность»?
12. От чего зависит активная и пассивная позиция личности?
13. Всякая ли активность должна поощряться? Следует ли любую пассивность осуждать?
14. Могут ли люди быть активны в одинаковой мере и во всех житейских ситуациях? В каких случаях бездействие является признаком социальной активности?
15. Может ли человек быть независимым от других? Как отличить достоинство от амбиции, сдержанность от высокомерия?
16. Каким образом природа способна стимулировать активность человека?
17. Является ли, по Вашему мнению, страх врожденным или приобретенным феноменом? Примеры негативной и позитивной роли страха в жизнедеятельности индивида.