Тест на тему: Диалектика и ее альтернативы.

1. Каковы направления, принципами которых являются следующие положения:
а) Все абсолютно, нет ничего относительного.
б) Все относительно, нет ничего абсолютного.
в) Есть абсолютное и относительное, но они присущи разным вещам.
г) Все абсолютно и относительно в разных отношениях. (Эклектика, диалектика, догматизм, релятивизм).
2.Чтотакое диалектика? Раскройте суть понятий «метафизика», «эклектика», «догматизм», «софистика».
3. Для какого из процессов характерно развитие?
а) Качание на качели.
б) Старение человека.
в) Износ станка.
г) Тренировка спортсмена.
д) Контрреволюционный переворот.
е) Течение болезни.
ж) Круговорот воды в природе.
з) Ход российских экономических реформ.
и) Вымирание вида.
к) Разрушение природной среды человеком.
4. В каких выражениях отражены те или иные стороны закона единства и борьбы противоположностей?

а) Крайности сходятся.
б) Нет худа без добра.
в) Не было бы счастья, да несчастье помогло.
г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.
д) Чем хуже – тем лучше.
е) Клин клином выбивают.
5.Выберите истинное суждение с точки зрения материалистической диалектики:
а) Поскольку противоречия неизбежны, на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.
б) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят, каким способом они разрешаются, насколько эффективно движут развитие.
в) Противоречия – двигатель развития, а поэтому они всегда полезны.
г) Цель нашей борьбы – разрешение всех противоречий.
6. Какие мотивы в осознании себя и поведении людей сталкиваются?
7. Охарактеризуйте виды противоречий, их связь и взаимодействие в процессе развития.
8. В каких афоризмах отражение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?
а) Вода камень точит не силой, а частым падением.
б) Лучше меньше, да лучше.
в) Тише едешь – дальше будешь.
г) Побеждают не числом, а умением.
д) Поспешишь – людей насмешишь.
е) От великого до смешного – один шаг.
ж) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
з) Талант есть труд.
и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает.
к) Повторение — мать учения.
9. Различия между какими из этих предметов носят лишь качественный характер, между которыми – только количественный характер:
а) Вода и пар;
б) студент и специалист;
в) студент 1-го курса и студент 2-го курса;
г) организм человека и организм животного;
д) целый стакан и стакан с трещиной.
10. В каких афоризмах нашел отражение закон отрицания отрицания?
а) Новое – это хорошо забытое старое.
б) Перед каждым паровозом бежит тень лошади.
в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
11. В чем сходство и различие между категориями «сущность» и «содержание»?
12. Приведите примеры предметов и явлений, которые являются ценностью в одном отношении, но вредны в другом.
13. Каким бы представлялся мир, если бы в нем была только необходимость или только случайность?
14. Может ли случайность определить исход спортивного поединка? Если да, то приведите подобные примеры.